Новости

  • Главная
  • Светлой памяти Х.Ж. Садвакасова

Светлой памяти Х.Ж. Садвакасова…

Ровно год назад, 14 июля 2020г, мы все вдруг осиротели. Смерть Хакима Жакиевича была столь неожиданной и ошеломляющей, что мы и сейчас, год спустя,  до конца ещё не осознали, что его нет с нами.

К сожалению, из-за известных обстоятельств, я, как и сотни других, не смогла проститься с ним и проводить в последний путь человека, с которым проработала плечом к плечу всю свою сознательную жизнь.

Наверное, поэтому в моей памяти и в моём сердце он остался живым — всегда подтянутым, стройным, спортивным, энергичным и красивым.

«Лицом к лицу лица не увидать»- это не о нём. Все мы ощущали калибр его личности… Это был человек-магнит, который притягивал хороших, достойных, образованных людей, талантливых, замечательных профессионалов.

И если уж говорить о памятнике Хакиму Жакиевичу, то это, бесспорно, его школа, которую он собирал с бору по сосенке, в которой создана атмосфера творчества и взаимной требовательности – настоящая среда обитания для всех сотрудников, лицейская экология.

Он был твёрдо убеждён, что в ней должно быть всё самое лучшее, современное и уникальное – поэтому заботился о постоянном профессиональном росте тех, кто эту школу наполнял смыслом, — учителей.

В лицее кипела, в прямом значении, методическая жизнь: постоянно изучались передовые педагогические технологии, приглашались лучшие преподаватели МГУ, читавшие лекции в казахстанском филиале; поддерживались научные связи с преподавателями Астаны, проводились мастер-классы с лучшими учителями РК и РФ, авторами оригинальных методик. Именно в лицее появилась удивительная должность – методист по педагогическим технологиям. И количество перешло в качество.

Как спортсмен, Хаким Ж. понимал, что значит быть первым и что значит быть вторым. Быть вторым – значит проиграть, по его мысли. (Ведь девиз 60-х XXв.– «если быть, то быть лучшим!»)

Лицей – это сотворённый смысл его жизни, его души и сердца. И нет сомнений в том, что Хаким Жакиевич Садвакасов – достояние республики.

В лицейской жизни самым фантастическим образом «уживались» поэзия и хоккей, хореография и информатика, божественное хоровое пение и полилингвизм (4 языка!), музицирование и математико-физико-химическое углубление, студия звукозаписи и игра «Эврика», КВН и дебаты, выезды в Боровое и научные доклады.

В школе всегда что-нибудь происходило интересное и значительное: побеждали (и проигрывали!..) в олимпиадах, соревнованиях всех мастей, писали и издавали книги, готовили научные проекты и незабываемые лицейские праздники — не было застоя. Но и не было «всеобщего благодушия» и единомыслия: часто жёстко спорили, отстаивая свои убеждения. На мой взгляд, это как раз и есть главное качество живого, настоящего коллектива.

Хаким Ж. был, безусловно, демократичен. Достаточно сказать, что продолжительное время он был лишён собственного кабинета: там проводились уроки информатики.

Да, я не помню ни одного случая, когда бы он воспользовался административным ресурсом. Больше всего работал ресурс человеческий. Однако требовательность странным образом ощущалась: как-то незаметно. Взаимная «скрытая» требовательность пронизывала работу всего коллектива.

Здесь следует вспомнить, что самым демократическим способом в годы перестройки именно он, Хаким Жакиевич, педколлективом СШ№ 27 был избран директором школы (хочется сказать народным директором!), хотя претендентов на эту должность было предостаточно!

Коллектив не ошибся в выборе. Школа стала меняться.

Вернёмся к лицею.

Часто учителя недоумевали: «Говорит банальные вещи…» А эти банальные вещи как раз и составляли сущность лицейской жизни – его мудрое представление о творческой и разумной деятельности коллектива для воспитания достойного человека. Без этого не бывает настоящей школы.

Самые «сумасшедшие» идеи, фантазии и мечты он генерировал и мгновенно осуществлял.

«И жить торопится, и чувствовать спешит» — эти строки о Хакиме Жакиевиче. Ведь он сделал втрое больше, чем кто-либо другой.

Он не боялся быть смешным. Искренно признавал свои ошибки, не стесняясь, плакал в трудные минуты – это признак сильного человека. И если говорить по совести, он был и нашим щитом и громоотводом.

Я себя ощущала (и ощущаю!) единомышленницей в «строительстве» нашей школы – новой, современной. Мы возводили её на фундаменте лучших традиций школы советской (ведь мы дети эпохи «оттепели»), но брали лучшее и из современной школы, создавали лицейские традиции, которые живут до сих пор.

Вспомнились два случая, когда я ощущала, чувствовала и понимала самые сокровенные его мечты, чаяния и надежды.

Первый. Хакиму Ж. поручили написать статью в газету о школе. Мы с ним до позднего вечера просидели, говорили о том, что есть, чего нет, что следует сделать и как. Статью назвали «Размышления директора школы накануне нового учебного года». Писали на основе ребячьих сочинений-эссе на тему «Зачем я учусь».

Хаким Жакиевич залпом прочёл 160 детских признаний. Главный вектор его размышлений — душевный и умственный рост личности ребёнка. «Обратная связь » давала возможность понять проблемы своей школы изнутри, через восприятие детей. (Я, собственно, забыла об этой статье, опубликованной в печати, но самым неожиданным образом она обнаружилась в моих бумагах, — за неделю до скорбной даты).

И я поняла, как важно было для Хакима Жакиевича возвести рост личности школьника в важнейшую цель работы коллектива.

Второй эпизод. Нужно было ему представить в высшие органы программу видения школьного образования в нашей столице, чтобы побороться за должность руководителя департамента образования. У него было 6 часов. Свою, Садвакасовскую, программу он в школе «выстрадал». Успели! И он победил.

А потом реализовал программу в конкретной жизни конкретного учебного заведения.

Департамент дал возможность узнать, понять Вселенную образования. Не только казахстанскую, но и зарубежную.

Позже, вернувшись от строгой административной работы в школу, в «живую жизнь», он мыслил уже другими категориями. Если сказать образно, то он стоял ногами на земле, а головою прикасался к небу.

Именно в это время он приносил мне статьи и книги об опыте зарубежных школ, и я поняла, что у него теперь есть концепция «Моя школа».

Ещё об очень важном: он был беспредельно заботливым человеком. Нет, наверное, в лицее учителя, к которому он не пришёл бы на помощь в трудную минуту. Я не исключение.

За несколько дней до смерти он в очередной раз позвонил мне, спросил о самочувствии, проблемах.

Если бы я знала, что это последний его звонок…

Совершенно счастливым он ощущал себя в суете лицейской жизни, в водовороте событий, в своём стремлении обустроить этот детский мир («государство в государстве»), сделать его уютным, радостным, красивым и умным.

Ему это удалось.

И ещё. Хаким Жакиевич, конечно же, обладал некой таинственной силой, божественным даром, харизмой (её ещё называют «благодатью», «милостью»).

Именно оттуда его способность вести за собой, смелый, «дерзкий» дар свободы действий и непредсказуемость.

Харизма – это искорка в человеке, которую не купишь. Это невидимая энергия с видимым эффектом.

Не верите? Прочитайте название (теперешнее) созданного им учебного заведения: ЧУ «Столичная Школа им. Садвакасова Х.Ж.»

Царствие ему небесное.

Светлая память.

P. S. Пишу и плачу.

P.S. Простите за многословие.

Мурзина А.Л.

Душа сжимается в комок,

Ему был отдан малый срок…

И много сделать он бы смог,

Но вот увы…

Вот уже прошёл год, в котором не было с нами дорогого нашего человека, друга, замечательного шефа, умного педагога – Садвакасова Хакима Жакиевича. Эта трагедия причинила боль всем нам.

Хаким Жакиевич светлый, добрый, могучий, талантливый человек. Как он много значил для всех нас!

Хаким Жакиевич был и остается примером во всём!

Мы будем помнить его всегда! Помнить и любить! И ДЕЛАТЬ ВСЁ ВСЕГДА КРАСИВО!

2 Comments

    12.05.2022 Reply

    Хаким Жакимович — это человек мудрость, это человек справедливость. Мы все скорбим об этом. Пусть его присутствие будет у каждого в сердцах лицеистов.

    12.05.2022 Reply

    Хаким Жакимович — это человек мудрость. Мы все скорбим об этом. Пусть его присутствие будет у каждого в сердцах лицеистов.

Оставьте комментарий